Гияс ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури - таково
полное имя известного восточного поэта и мыслителя средневековья
Омара Хайяма. О первой половине его жизни, равно как и о последних
годах, мало что известно. По мнению индийского учёного Свами Говинда
Тиртха, Хайям родился 18 мая 1048 года в Нишапуре, в провинции Хорасан
современного Ирана. Так пишет о нём и энциклопедия
Британника. Советские же учёные датой рождения Хайяма небезосновательно
считали 1017 год, а датой смерти - 1121. Всему миру Хайям известен
не только как поэт, автор замечательных рубаи (четверостиший), но
и как математик, философ, астролог и астроном.
Хайяму покровительствовали сельджукские властители
Ирана Алп Арслан и его сын Мялик-шах. По одной из легенд около 1042
года Хайям поступил в Хорасанское медресе, где сдружился с двумя
сверстниками. По предложению Омара они поклялись: тот, кому повезёт
в жизни, обязан помочь и остальным двум. Повезло Абу-Али Хасану,
который стал везирем (канцлером) сельджукского властителя, столь
мудрым и удачливым, что заслужил прозвище-титул "регулятора
державы" (Низам аль-Мульк).Товарищи
напомнили ему о себе, и он сдержал юношескую клятву. Омар ограничился
тем, что попросил в своё распоряжение налог со своей родной деревни,
чтобы там, "под родной кровлей, вдали от превратностей шумного
света, мирно заниматься поэзией, которая восхищает мою душу, и предаваться
созерцанию Творца, к чему склонен мой ум".
В его
гороскопе было сказано: "Его счастьем были Близнецы: Солнце
и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов,
Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении."
Сейчас уже хорошо известно, что Хайям был учёным,
намного опередившим своё время. Однако судьба его научных работ
оказалась печальной: современники поняли и восприняли только то,
что соответствовало их уровню знаний. Казалось, злой рок довлел
над поэтом и его произведениями. Так, на печально известном "Титанике",
наряду с сокровищами на сумму примерно в 13 миллионов фунтов стерлингов,
находился бесценный манускрипт "Рубаи" Омара
Хайяма. В народной памяти он сохранился как учёный-мудрец, персонаж
нескольких фольклорных историй. Хайям никогда не числился среди
великих персидских поэтов - до тех пор, пока Европа не восхитилась
его поэтическим гением.
С именем Омара Хайяма связывают
прежде всего алгебру. Примерно в
1069 году в Самарканде он написал трактат «О доказательствах
задач алгебры и аллукабалы». Позже известный сельджукский султан
Мялик-шах пригласил его в Исфахан, чтобы возглавить астрономическую
обсерваторию и провести реформу календаря. Однако после смерти султана
обсерватория была закрыта, и Хайяму пришлось покинуть Исфахан. В
эти годы он совершает паломничество в Мекку. В 1097 году Омар Хайям
жил в Хорасане, где работал врачом. В это же время он пишет трактат
"О бытии и долженствовании". Касаясь одного сложного философского
вопроса, он пишет: "Я и мой учитель ... Ибн Сина ... обратили
внимание на этот вопрос, и, быть может, нами это обсуждение доведено
до удовлетворения наших душ, удовлетворяющихся недостаточным при
приукрашенной наружности". Этот факт говорит о том, что Хайям
был учеником знаменитого арабского врача Ибн Сины, в Европе известного
под именем Авиценна.
Последние годы жизни поэт провёл
уединённо. Историки пишут,
что в последние часы жизни Хайям читал трактат Авиценны. Он дошёл
до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил
на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма - одна
из поэтических вершин восточной поэзии. Стихи Хайяма, как и любого
другого поэта, далеко неоднозначны. Поэтому нельзя подгонять их
под какую-то общую схему; толковать их только в одном ключе - значит
получить заведомо ошибочный результат. Рубаи Омара Хайяма - это
классика средневековой восточной поэзии, которая и сегодня привлекает
к себе внимание всех ценителей мудрого слова.