Нураддин Абдурахман ибн Ахмад ибн Шамсаддин Мухаммад Джами родился
7 ноября 1414 года в селении Харджард в Хорасане. В то время это
селение входило в область Джам, отсюда и литературный псевдоним
- нисба - поэта - Джами, производное слово от названия города Джам,
то есть джамиец.
По воспоминаниям поэта, первым
его учителем был его отец - учёный и законовед. В 4 года юный Джами
пошёл в школу, быстро овладел грамотой, выучил арабский язык и Коран.
Затем Джами продолжил обучение в Герате и Самарканде, где будущий
поэт изучал основные науки того времени - логику, поэтику, риторику,
теологию, философию, астрономию, математику и классическую литературу...
Будучи хорошо эрудированным человеком,
Джами мог бы добиться высоких чинов при дворе, однако скромность
и дружелюбие сочетались в нём с чувством собственного достоинства.
Когда Джами в 1451 году вернулся в Герат, он хотел поступить на
государственную службу, но в ожидании аудиенции у одного из чиновников
ему пришлось просидеть весь день.Сочтя
это унижением человеческого достоинства, он отказался в дальнейшем
от государственной карьеры.Отныне и навсегда
Джами отверг дворцовую роскошь,которую
ему неоднократно предлагалиХусейн Байкара
идругие правители,преклонявшиеся
перед его огромным авторитетом. Всю свою жизнь он прожил в своём
небогатом доме на окраине Герата, занимаясь наукой и литературой.
Абдурахман Джами был другом и наставником
великого Алишера Навои, который большую часть своих произведений
написал по его совету и благословению. Джами был первым, на суд
которого выносил свои произведения Навои. В свою очередь Джами поступал
также. О своей дружбе с Джами Навои написал специальную книгу, которую
назвал "Пятерица изумлённых".
Приход к власти (1468) Султана Хусейна Байкары, визиром
которого был ученик и покровитель Джами Алишер Навои, значительно
укрепил положение Джами. Период расцвета его литературной деятельности,
наступивший после 1474 года, открывается религиозно-философскими
касыдами "Море тайн" (1475) и "Сияние духа",
в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий
суфийских святых "Дуновения дружбы из обители святости"
(1476-1478). В 1480-1487 Джами завершает цикл поэм "Семь корон"
("Созвездие Большой Медведицы"). В вошедших в него поэмах
"Саламан и Абсаль", "Юсуф и Зулейха" и "Лейли
и Меджнун" поэт использует классический жанр любовной повести
для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на
пути к истинной, т.е. божественной, любви. Поэма "Дар благородным"
(1481-82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей
и лицемерия духовенства. Поэмы "Чётки праведников" (1482-1483)
и "Золотая цепь" (ч. 2-3, 1485-1486) примечательны разоблачением
шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению
страной. Заключает цикл "Книга мудрости Искандара" (1486-1487)
- поэтический ответ на "Искандар-наме" Низами.
Последние годы жизни Джами ознаменованы созданием "Бахаристана"
(1487), трёх лирических диванов (1479-1491) и "Трактата о музыке".
Задуманный как ответ на "Гулистан" Саади "Бахаристан"
состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными
вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен
быть по представлениям Джами.
Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество
Джами оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы,
так и многих других литератур мусульманского мира.