Предмет: биология
Тема: Морские водоросли и их значение
Класс: 6
Учитель: Борейко Елена Валентиновна
Город: г.
Калуга, МОУ средняя школа №6
CD: "Уроки биологии 6 – 7 класс"
Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями строения морских
водорослей.
- Расширить представление о разнообразии водорослей, об их
хозяйственной ценности и значении водорослей в природе.
- Формировать умение работать с демонстрационным мультимедийным
- материалом, иллюстрациями учебника.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор или большой TV,
CD-диск фирмы "Кирилл и Мефодий" "Уроки биологии 6 – 7", урок 21,
таблица "Морские водоросли".
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Проверка знаний.
1) 4 учащихся работают по дидактическим карточкам.
Карточка 1. Рассмотреть рисунок. Какие части клеток обозначены
цифрами 1 – 4? Перепишите текст, вставляя пропущенные слова. "
Хламидомонада через оболочку поглощает ..... . На свету в процессе
..... образуется ..... и выделяется ..... . Хламидомонада при
дыхании поглощает ..... и выделяет ..... ."
Карточка 2. Выпишите номера признаков, которыми обладают
одноклеточные водоросли.
- Питаются готовыми органическими веществами.
- Хлорофилл находится в хроматофоре.
- Имеется чётко выраженное ядро.
- Не имеют хлорофилла.
- Ядерное вещество распылено по цитоплазме.
- Питаются органическими веществами, полученными в процессе
фотосинтеза.
- Состоят из большого количества клеток.
- Состоят из одной клетки.
2) Опрос Д / З.
1 уч-ся: В чем проявляется усложнение
строения многоклеточных зелёных водорослей по сравнению с
одноклеточными.
2 уч-ся: Рассказать о многообразии зелёных
многоклеточных водорослей.
III. Изучение нового материала.
1) Введение в тему урока.
Зелёные одноклеточные и многоклеточные водоросли, изученные на
предыдущих уроках – это водоросли пресноводные, небольшие по своим
размерам. Сегодня мы с вами познакомимся с более крупными
водорослями, обитающими в морях и океанах и образующие у берегов
подводные заросли, а также выясним какова хозяйственная ценность
этих водорослей и их значение в природе.
2) Классификация морских водорослей и их особенности.
А)
Морские водоросли |
Бурые
Помимо хлорофилла в хроматофорах содержится бурый пигмент –
фукоксантин. |
Красные
Красный пигмент – фикоэритрин селятся на большей глубине в
силу способностей улавливать синие и фиолетовые лучи
солнечного спектра, которые проникают в толщу воды значительно
глубже, чем оранжевые и красные, необходимые для зелёных
растений. |
Б) Знакомится с особенностями этих водорослей, мы будем с помощью
компакт – диска. Просматривая урок, вы должны обратить внимание на
следующее:
Строение: Хотя тело этих водорослей расчленено на части,
напоминающие корень, стебель, лист, но это лишь части слоевища, а не
вегетативные органы, а вместо корня – ризоиды.
Многообразие: Видовой состав красных и бурых водорослей меняется
с увеличением глубины.
Практическое значение морских водорослей: В недалёком будущем
морские водоросли займут в нашей жизни не меньшее место, чем рыба,
так как они содержат много ценных питательных веществ.
3) Работа с компакт – диском (фирма "Кирилл и Мефодий"), "Уроки
биологии 6 – 7", урок 21. Урок демонстрируется на экран большого TV.
По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы (вопросы
подготовлены по содержанию CD – диска):
- Какие части тела различают у ламинарии? (слоевище и ризоиды).
- Какие водоросли могут обитать на большей глубине и почему?
(Красные. Пигменты позволяют улавливать солнечные лучи на
значительной глубине).
- Что такое ризоиды? Почему их нельзя назвать корнями? (Ризоиды
– ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых водоросли
прикрепляются к грунту. От корней отличаются строением и функцией
– не всасывают воду с растворёнными минеральными веществами.)
- Каково значение и использование водорослей? (Для ответа на
вопрос учащиеся не только вспоминают содержание урока, но и
работают с учебником, стр. 60, рис. 40). Также составляют
таблицу:
Что получают из морских водорослей: продукты питания,
корм для скота, удобрения, агар-агар, йод, бумага, спирт, клей,
лекарства, кислоты, краски.
Итог урока:
Морские водоросли очень разнообразны, имеют большое значение в
природе и жизни человека.
С возникновением многоклеточности у водорослей наметился переход
к специализации тканей и органов.
IV. Домашнее задание: параграф 12(до конца),
ответить на вопросы 5 – 11 (устно).
V. Закрепление.
1. Почему водоросли – низшие
растения? (нет настоящих органов).
2. Чтение дополнительного
материала. (учебник, стр. 62).