Замечательный персидский поэт Саади жил и работал
в бурную эпоху. Непрекращающиеся братоубийственные войны, монгольские
нашествия, опустошительные походы крестоносцев - это мрачное средневековье,
свидетелем которого довелось стать Саади.
Саади родился на юге Ирана, у побережья Персидского залива, в городе
Шираз. После монгольского нашествия Шираз был, пожалуй, единственным
крупным городом в Иране и Центральной Азии. Город не пострадал от
монгольских завоевателей, потому что его правители дважды платили
большой выкуп монголам. Со всех концов мусульманского Востока в
Шираз стекались учёные и поэты, которым удалось спастись от монгольских
мечей.
Полное и точное имя поэта Муслих-ад-дин Абу Мухаммад Абдаллах ибн-Мушриф
ибн-Муслих ибн-Мушриф Саади Ширази. Предположительно родился он
в начале первого десятилетия XIII века. Отец Саади был духовным
лицом, проповедником ислама, и сына готовил к той же деятельности,
поэтому Саади получил хорошее по тому времени начальное образование.
В двадцатых годах XIII века на ближний Восток обрушилась
страшная беда. Орды Чингизхана вторглись на территорию Центральной
Азии и Ирана, перебив огромное количество мирных жителей и уничтожив
культурное наследие, которое копилось веками. Вот как описал страшную
картину монгольского нашествия арабский историк Ибн ал-Асир: "Ведь
даже антихрист щадит тех, кто следует за ним, хотя и губит того,
кто оказывает ему сопротивление, - татары же никого не щадили: убивали
и женщин, и мужчин, и детей, вспарывали животы беременным и резали
ещё не родившихся... ни одного города татары не щадили: уходя, разрушали.
Всё, возле чего они проходили, грабили. Что им было не нужно, они
сжигали. Навалят они, например, груды шёлку - и поджигают; так и
разные другие товары. ...Татары овладели большей и лучшей частью
вселенной, наиболее цветущими и густо заселёнными странами, с населением
высокообразованным, - овладели всего в течение какого-нибудь года.
Никто не спал в стране, на которую татары ещё и не нападали, - всякий
со страхом и трепетом ожидал их нашествия..."
Потрясённый ужасами монгольского нашествия, молодой
Саади покинул родину. Через некоторое время он попал в Багдад -
столицу арабского Ирака, который монголы до поры до времени оставили
в покое. Багдад в ту пору был центром культуры мусульманского Востока.
Почти все выдающиеся деятели культуры арабского мира, ученые, писатели
и поэты, жили и работали в Багдаде. Саади продолжил обучение в знаменитом
высшем духовном училище "Мустансирийе", готовя себя к
деятельности проповедника.
В "Мустансирийе" изучались основы ислама,
предания о пророке Мухаммеде, Коран и комментарии к нему, медицина,
филология, математика, зоология, история, логика и поэзия. Обширная
библиотека училища уже в то время насчитывала более семидесяти тысяч
томов, поэтические произведения были собраны в специальном разделе
под названием "Наука о рифме". В "Мустансирийе"
поощрялись поэтические диспуты на самые разнообразные темы. Саади
особенно увлекался хадисами (преданиями о пророке Мухаммеде). В
числе его учителей были знаменитые Абул-Фарадж ибн-Джузи и Шихаб-ад-дина
Сухраверди.
Учеба в Багдаде дала Саади хорошее знание арабского
языка, хадисов и Корана, житий святых шейхов и особенно классической
арабской поэзии. Абул-Фарадж ибн-Джузи воспитывал своего ученика
как истинного праведного мусульманина, а Шихаб-ад-дин Сухраверди,
известный суфий, проповедник и писатель, старался привить Саади
любовь к мистическим учениям суфиев, к дервишскому образу жизни.
Однако на молодого Саади больше повлияла темпераментная, жизнерадостная
поэзия знаменитого арабского поэта X века Мутанабби.
После окончания учебы в "Мустансирийе" Саади
совершил паломничество в Мекку, после чего начались его многолетние
путешествия, длившиеся вплоть до пятидесятых годов XIII века.
В конце концов Саади обосновался в Дамаске при мечети
Омейядов, где и начал писать свой знаменитый "Бустан".
"Бустан" (Перевод В. Державина и А. Старостина)
>>>>>